Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в нашем детском саду пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они проходят через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- -валеологического просвещения родителей.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.
Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятияс использованием современных оздоровительных технологий:
-дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;
-музыкотерапия на музыкальных занятиях,
- цветотерапия в сенсорной комнате;
-лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;
-обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;
- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;
-подвижные игры, физкультминутки, паузы;
-пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;
Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными. В связи с этим вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем саду нацелена на укрепление психической, мышечной и дыхательной систем ребенка. Для этого в своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методики: дыхание по методу А. Н. Стрельниковой, методику «Гимнастика маленьких волшебников», психогимнастику «Гимнастика для мозга», массаж, игровые упражнения на тренажерах, упражнения с элементами йоги, а также обучение игры в бадминтон.
В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Музыкальный и физкультурный залы оснащены разнообразным оборудованием: гимнастическими стенками, кольцами, канатами, тренажерами, массажерами, коррекционной дорожкой «Здоровье» для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы, атрибутами для организации двигательной активности. Педагогами изготовлено нестандартное физкультурное оборудование. В группах организованы физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Подобран разнообразный выносной материал для обеспечения полноценной двигательной активности на прогулке.
Для укрепления дыхательной системы мы внедряем методики, позволяющие приучать детей к правильному носовому дыханию (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная гимнастика», М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», «Закаливающее носовое дыхание»). Дыхательную гимнастику с детьми используем в организации непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, физминуток, в подвижных играх на прогулках.
Важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распространением нагрузки на все части тела. Поскольку для ребенка дошкольного возраста характерно наглядно — образное мышление, при использовании атрибутики: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек и др. дети получают массу положительных впечатлений, с удовольствием погружаются в мир здорового дыхания. Это благотворно влияет на эмоциональный настрой и помогает в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Таким образом, использование дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. А это прекрасно дополняет любое лечение, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.
Ежегодно коллективом ДОУ разрабатывается комплексоздоровительно-профилактических мероприятий«КРЕПЫШ» и принимается Медико – педагогическим консилиумом в соответствии с имеющимися условиями учреждения и включает в себя:
Цель: повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей.
Цель: повысить устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и переохлаждению.
Цель: профилактика плоскостопия.
Цель: учить детей регулировать дыхание.
Цель: профилактика респираторных заболеваний и санация полости рта.
Цель: научить детей правильно дышать через нос.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям;
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий.
Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.
Нетрадиционная методика оздоровления детей дошкольного возраста Т. В. Нестерюк «Гимнастика маленьких волшебников» («Потягивание», «Массаж живота» и др.) комплексно воздействует на развитие ребенка, позволяет подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, учит освобождаться от стрессов, прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
В процессе проведения психогимнастики дети «плачут» и смеются, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для детей это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия.
Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.
Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.
Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.
Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.
Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей. 11
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
ВСЕ ФОТО С ДЕТЬМИ РАЗМЕЩЕНЫ С РАЗРЕШЕНИЯ ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ